Увеличительные приборы - Bio-Lessons
mikroskop

Увеличительные приборы





Общий признак всех живых организмовклеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток. Клетки достаточно микроскопичны. Для того чтобы рассмотреть мелкие предметы, невидимые невооруженным глазом, необходимы увеличительные приборы.

Самый распространенный увеличительный прибор – лупа – дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа – обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз (рис. 1).

увеличительные приборы ручная и штативная лупа

Рис.1 Ручная и штативная лупы

Устройство микроскопа
Микроскоп (от греч. микрос – малый, скопэ – смотрю) – сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 2). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.

 

устройство светового микроскопа

Рис.2 Световой микроскоп

Основная часть микроскопа – тубус (от лат. тубус – труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окулярис – глазной), в нижней части – объектив (от лат. объективус – предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.

Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. Например, если на окуляре число 15, на объективе – 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.



Приготовление микропрепарата
Оборудование, необходимое для работы с микроскопом: предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка, вода.

Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 3). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.

 

микропрепарат кожицы лука

Рис.3 Приготовление микропрепарата кожицы лука

При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.

Правила работы с микроскопом:

1.      С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливают на расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протереть сухой салфеткой и не передвигать до конца работы.
2.      Препарат помещают на предметный столик.
3.      На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается через окуляр).
4.      Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5.      После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
6.      Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он должен храниться в чистом шкафу отдельно.

Биологический русско-английский глоссарий

Лупа – magnifier |ˈmæɡnɪfaɪə|

Микроскоп – microscope |ˈmʌɪkrəskəʊp|

Тубус – Tube |tjuːb|

Штатив – Tripod |ˈtrʌɪpɒd|

Окуляр – Eyepiece |ˈʌɪpiːs|

Объектив – Lens |lenz|

Винт – Screw |skruː|

Объект – Object |ˈɒbdʒɪkt|

Столик – Stage |steɪdʒ|

Подошва – Base |beɪs|

 

Тест на тему: "Увеличительные приборы"

Проверочное тестовое задание включает в себя вопросы с одним и несколькими правильными ответами

Таблица лучших: Тест на тему: "Увеличительные приборы"

максимум из 20 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных





Источники:

Биология, 6 класс; Р.Алимкулова, А.Аметов, Ж.Кожантаева, К.Кайым ,К.Жумагулова. – Алматы “Атамұра” 2015

Биология Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники; Учебник для 6-7 классов средней школы. В.А.Корчагина, Москва “Просвещение” 1993 г.

Терминология на английском языке: wooordhunt.ru

Видеоматериалы: InternetUrok.ru