спецификация теста по предмету биология для ЕНТ
ENT-biologija-spetsifikatsija-novyj-format

Спецификация теста по предмету биология для Единого национального тестирования. Утверждена МОН РК с 2017 года.

спецификация ент биология

Документ разработан в соответствии с ГОСО среднего образования, учебными программами по общеобразовательным предметам.

1. Цель разработки теста: Определение уровня подготовленности абитуриентов по предмету биология с целыю приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан.

2. Содержание теста: Тест состоит из заданий 3-х уровней трудности, которые представлены следующим образом: тестовых заданий первого уровня – 15, второго уровня – 8, третьего уровня – 7.

В тест включен учебный материал по биологии в соответствии с типовой учебной программой для общеобразовательной школы.

Раздел Тема Подтема
01 Ботаника 01 Растения 01 Клеточное и тканевое строение растений
02 Органы, система органов растений. Видоизменения
03 Основные процессы жизнедеятельности растений. Дыхание. Размножение
04 Низшие и высшие растения
05 Основные отделы царства растений
06 Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники
02 Зоология 01 Животные 01 Одноклеточные животные
02 Многоклеточные животные
03 Тип хордовые
03 Анатомия
человека
01 Анатомия и физиология человека 01 Человек – как биологический вид. Общий обзор организма. Согласованность функций систем органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем
02 Нервная система. Органы чувств – анализаторы
03 Опорно-двигательная система
04 Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система
05 Дыхательная система
06 Пищеварительная система
07 Выделение. Обмен веществ и превращение энергии. Кожа и теплорегуляция
08 Индивидуальное развитие организма. Поведение и психика
04 Общая биология 01 Цитология, генетика, экология 01 Основы цитологии
02 Основы генетики. Селекция животных и растений, биотехнология
03 Происхождение и развитие жизни на Земле. Основы эволюционного учения
04 Биосфера и человек. Обмен веществ и энергии. Основы экологии
05 Качественные
задачи
01 Качественные задачи 01 Задания на применение
02 Задания на анализ
03 Задания на анализ

3. Характеристика содержания заданий:
По учебной программе курса выпускники должны освоить:
Живые организмы – увеличительные приборы; клетка – основная структурная и функциональная единица организма растения; понятие о растительных тканях, их разнообразии; признаки цветковых растений; вегетативные (корень, побег, лист, стебель, почка) и генеративные (цветок, плод, семя) органы цветковых растений, их внешнее и внутреннее строение, значение, видоизменение; понятие фотосинтеза и дыхания; понятие о двойном оплодотворении у растений, образовании плодов; размножении и распространении растений: понятие о вегетативном размножении, его видах и биологической роли; особенности строения и жизнедеятельности, размножение и развитие разных групп животных: одноклеточных- простейших; многоклеточных, беспозвоночных – кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей; моллюсков и членистоногих; хордовых – бесчерепных (ланцетника) и позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Многообразие живых организмов – принципы классификации живых организмов, основные систематические группы и их соподчиненность; многообразие и значение в природе, жизни человека растений: низших споровых – водорослей; высших споровых – мхов хвощей, плаунов, папоротников; многообразие, значение в природе и жизни человека голосеменных и покрытосеменных растений; особенности строения растений различных семейств (классов однодольных и двудольных); дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры; особенности строения вирусов, бактерий, грибов и лишайников, их разнообразие по форме, питанию, дыханию, размножению, распространение многообразие и значение в природе, для человека; многообразие, значение в природе и жизни человека разных групп животных: одноклеточных – простейших; многоклеточных,
беспозвоночных – кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей; моллюсков и членистоногих; хордовых – бесчерепных (ланцетника) и позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Человек и его здоровье – строение, жизнедеятельность, химический состав клетки; понятие об основных тканях человека; человек как биологический вид; железы внутренней, внешней и смешанной секреции; меры профилактики заболеваний при нарушении функций эндокринных желез; понятие гормонов, гуморальной регуляции; нервная система: центральная, вегетативная; строение, функции, значение спинного и головного мозга; понятие нейрона, нервной регуляции, белого и серого вещества, рефлекса и рефлекторной дуги, возбуждения и торможения; согласованность функций систем органов в организме человека; понятие об органах чувств и анализаторах, их свойствах, значении и взаимосвязи; гигиене, болезнях органов чувств и их предупреждении; опорно-двигательная система: скелет и мышцы; отделы скелет; понятие о суставах, швах, надкостнице, строении и росте костей; типы мышц, их строение, значение; основные группы мышц; первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей; предупреждение нарушения осанки и плоскостопия, внутренняя среда организма – кровь, тканевая жидкость и лимфа; понятие плазмы и форменных элементов крови; строение и функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов; понятие об иммунитете, прививках, вакцине, группах крови, антителах и антигенах, резус-факторе; доноре и реципиенте; переливании крови; сердечно – сосудистая система; строение сердца; понятие о миокарде, инфаркте, сердечном цикле, аорте, клапанах сердца, пульсе, артериальном давлении; большой и малый круги кровообращения; строение и виды сосудов; первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях; органы дыхания – строение, функции; понятие об альвеолах; жизненной ёмкости лёгких; искусственном дыхании; дыхательные движения, их регуляция; дыхательный центр: первая помощь при поражении органов дыхания; болезни органов дыхания; профилактика; гигиена дыхания; пищеварительная система – строение, функции; понятие о пищевых продуктах и питательных веществах, желчи, соке поджелудочной железы, переваривании и всасывании; строение и функции пищеварительных желез; строение, функции, гигиена зубов; инфекционные и глистные заболевания органов пищеварения, меры их профилактики; пищевые отравления, меры первой помощи; обмен веществ и превращение энергии; нормы питания; витамины, их значение; понятие о гиповитаминозах, гипервитаминозах и авитаминозах; органы мочевыделения – строение, функции; строение почки; понятие нефрона; почечной лоханки, гомеостаза; образование мочи; предупреждение заболевания почек (восходящая и нисходящая инфекции); причины заболевания почек; строение кожи; понятие эпидермиса, дермы, гиподермы, теплорегуляции; грибковые заболевания; первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах, обморожениях; гигиена кожи и одежды; строение и функции женских и мужских половых органов; понятие о половых хромосомах, половом созревании, оплодотворении, эмбрионе, плаценте, беременности, родах; внутриутробное развитие плода; наследственные и врожденные болезни; болезни, передающиеся половым путём, их профилактика; понятие о поведении и психике человека; сне и сновидениях; внимании и воображении; сознании и памяти; речи и эмоциях; восприятиях и ощущениях; темпераменте и характере.

Общая биология – основные этапы развития биологии как науки; основные свойства жизни; основные положения клеточной теории; строение и функции органоидов клетки; химический состав клетки; понятие о репликации, комплементарности, ДНК, РНК, о центромерах, хроматине; типы хромосом; прокариоты и эукариоты; обмен веществ и энергий – метаболизм (пластический, энергетический), понятие катаболизма и анаболизма, гликолиза и фотолиза; биосинтез белков; генетический код, его свойства; понятие транскрипции и трансляции; генная и клеточная инженерия; размножение и индивидуальное развитие организмов; понятие онтогенеза, митоза и мейоза (их фаз); сперматогенеза и овогенеза; формы и типы размножения организмов; понятие о саморегуляции; биологических часах, биоритмах, анабиозе; основы генетики и методы исследования наследственности; понятие о моно-, дигибридном скрещивании; законы Менделя; понятие о фенотипе и генотипе, аллельных генах, альтернативных признаках, гаметах, гомозиготах и гетерозиготах; полное и неполное домирирование; независимое наследование; генетическое определение пола; наследование, сцепленное с полом; взаимодействие генов; цитоплазматическая наследственность; генетические болезни человека; модификационная и наследственная (мутационная) изменчивость; генные, хромосомные, геномные мутации; закон гомологических рядов наследственной изменчивости; генетика и медицина; методы изучения наследственности человека; лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека; основы и методы современной селекции; центры происхождения культурных растений; понятие о полиплоидии, отдалённой гибридизации, искусственном мутагенезе, инбридинге, аутбридинге; гетерозис, его использование в сельском хозяйстве; клеточная и генная инженерия; биотехнология; основные положения эволюционной теории; механизмы эволюционного процесса; понятие о виде и его критериях, о популяции; виды борьбы за существование; формы естественного отбора в популяциях; приспособленность организмов; понятие о макроэволюции и микроэволюции; главные направления эволюции – понятие об ароморфозах, идиоадаптации, дегенерации; возникновение жизни на Земле; теории биогенеза, абиогенеза, панспермии, креационизма; понятие коацервата; развитие жизни на Земле; эры и периоды геохронологической таблицы Земли; происхождение человека; древнейший, древний и современный человек; понятие антропосоциогенеза, атавизмов, рудиментов, ископаемых и переходных форм жизни; человеческие расы; предмет и задачи экологии; экологические факторы среды; биотический оптимум; природные сообщества; биогеоценозы; экосистемы и их свойства; агроценозы; понятие о редуцентах, продуцентах, консументах, экологической пирамиде, цепях питания; понятие о симбиозе, мутуализме, комменсализме, паразитизме, хищничестве, сукцессии; экологические проблемы; биосфера, ее компоненты: живое вещество, видовой состав; круговорот веществ в природе; бионика – прикладная наука, используемая человеком в хозяйской деятельности, основанная на принципах организации растений и животных; формы живого в природе и их промышленные аналогии (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы), понятие о структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов.

4.     Форма заданий:
Тест состоит из 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа из 5 предложенных и 10 тестовых заданий с одним или несколькими правильными ответами.

5.     Оценка выполнения отдельных заданий и всего теста:
За верное выполнение задания с одним правильным ответом тестируемый получает 1 балл, за неправильно выполненное задание – 0 баллов.
За верное выполнение задания с одним или несколькими правильными ответами тестируемый получает 2 балла, при допущении 1 ошибки – 1 балл, за 2 и более ошибок – 0 баллов.

С оригиналом документа Вы можете ознакомиться на официальном сайте НЦТ (Национальный центр тестирования).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *