Обновленное содержание образования Республики Казахстан
Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания (скачать Приложение 1.). Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера.
Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.
Преимущества спиральной учебной программы:
- предлагается ввести применение ранее полученных знаний для достижения намеченных учащимися целей обучения;
- новые знания тесно связаны с предыдущими и рассматриваются с точки зрения полученной информации;
- при каждом повторении сложность темы либо предмета повышается;
- спиральная образовательная программа позволяет переходит с простых идей к более сложным удобным путем.
Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения (скачать — Приложение 2.), в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.
Обновленное содержание образования РК должно твердо переплетаться с идеями патриотического акта «Мәңгілік ел» (скачать — Приложение 3.), изложенного Елбасы Н.А.Назарбаевым в ежегодном послании народу Казахстана: «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ – 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ» , оно представляет собой миссию и ценности общенациональной идеи реализуемых в комплексном виде через все виды учебно-воспитательной работы.
В норме, для осуществления учебной деятельности преподаватель в первую очередь должен опираться на основные нормативные и ключевые документы:
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (ГОСО РК);
- Учебная программа;
- Учебный план;
- Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ (скачать — Приложение 4.);
- Сборник заданий формативного оценивания (скачать Приложение 5.) скачать (СОР, СОЧ Биология 7 класс) (СОР, СОЧ Биология 8 класс);
ГОСО РК — определяет совокупность общих требований по уровням образования:
- к уровню подготовки обучающихся;
- к содержанию образования;
- к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся;
- к сроку обучения.
Учебная программа — это документ, предоставляющий структурированное описание предмета и сведения о педагогических приемах, используемых при обучении предмету.
В учебной программе знания и профессиональные навыки, которые предположительно должны развить в рамках предмета ученики, представлены в виде учебных целей. В этих учебных целях определяются содержание учебной программы для каждого класса. Учебные цели делятся на разделы и подразделы, однако, не обязательно обучать им только в предложенном порядке. Учебная программа на основании спиральной образовательной программы демонстрирует, как ученики по мере перехода из класса в класс продвигаются вперед.
Вопросы, охватываемые учебной программой:
— Заключение о цели, задачах и значении предмета;
— Сведения о знаниях, понятиях, навыках, мнениях и ценностях, развивающихся в учебной программе;
— Педагогические приемы, применяемые в обучении по учебной программе;
— Пояснение об информационно-коммуникационных технологиях;
— Краткий обзор методов оценивания;
— Содержание программы, организация и порядок усложнения материалов в ней.
Учебный план — документ, специально подготовленный для учителей, для отдельного предмета и класса. Учебный план подробно оговаривает материал, который должен быть пройден по предмету определенным классом, и рекомендуемый порядок, согласно которому, данный материал можно использовать для обучения и изучения.
Учебный план включает в себя:
— Долгосрочный план (скачать — КТП Биология 7 класс, КТП 8 класс);
— О языковых целях;
— Среднесрочный план (скачать — Приложение 6);
— Краткосрочный план: (план урока) (скачать — Приложение 7).
В среднесрочном плане включены все цели обучения за весь учебный год и приводится краткая информация об упражнениях, предлагаемых ученикам для выполнения и предоставления учащимся возможности достичь этих целей.
Предлагаемые упражнения, наряду с краткими заметками, в которых записаны полезные советы, направлены на оказание учителям поддержки при разработке своих уроков, включены также и ресурсы, которые можно использовать в рамках этого урока.
Краткосрочный план – образец, предложенный учителям в качестве руководства, как можно адаптировать содержание среднесрочного плана в подробных планах своих уроков.
(скачать — Приложение 8. Пошаговое руководство по планированию урока)
(скачать — Приложение 9. Образец планирования урока),
(скачать — Приложение 10. Пример начала урока)
(скачать — Примеры КСП Биология 7 класс, КСП Биология 8 класс)
В целом, учебный план предназначен для всестороннего обеспечения успешности претворения в жизнь обновленной учебной программы учителями, хорошо освоившими содержание предмета и методов его преподавания.
Очень важно рассматривать учебный план не как нормативный документ, а как руководство, так как учителя могут вносить в него изменения и адаптировать, в зависимости от потребностей и успеваемости учащихся в классах, в которых они ведут уроки.
Одна из основных задач, реализуемых на уроках биологии, воспитание у школьников уверенности в своих силах и способностях, доведение уровня каждого до стандартных требований, а «сильному» ученику — предоставление возможности подняться на более высокий уровень развития. Для этого надо предоставить каждому ученику право выбирать уровень обучения по предметам, т.е. осуществлять уровневую дифференциацию. В настоящее время именно уровневая дифференциация (скачать — Приложение 10) учащихся стала наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения биологии. Основанная на личностно — ориентированном характере образования она направлена на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации.
Скачать дополнительно:
Руководящие принципы при планировании урока
Развитие навыка работы с информацией на уроке биологии
Проектирование на уроках биологии
Источники:
http://www.nis.edu.kz
http://sk.nis.edu.kz/
http://smk.edu.kz