Ракообразные (более 70 тыс. видов) являются в основном пресноводными и морскими членистоногими и соответственно дышат жабрами. Лишь наземные мокрицы обладают способностью дышать атмосферным кислородом за счет специальных воздушных полостей, удерживающие влагу.
Тело раков состоит из головогруди и брюшка. Головогрудь образовалась путем срастания головы и груди.
Содержание
Класс Ракообразные
Кровеносная система
Кровеносная система ракообразных незамкнутая. Сердце в форме беловатого пятиугольного мешочка, а также кровеносные сосуды направляют кровь в полость тела.
Цвет крови может быть бесцветным, красным и голубым. Все зависит от дыхательного пигмента, который в ней находится.
Двигаясь в промежутках между внутренними органами, кровь омывает их, отдавая питательные вещества и кислород. Кровь, получив углекислый газ, направляется к жабрам вдоль брюшной стороны тела.
Дыхательная система
Ракообразные дышат жабрами. Жабры располагаются по бокам головогруди, представляя собой выросты кожных покровов. Вода, постоянно их омывая, способствует газообмену.
Газообмен осуществляется по принципу диффузии. Растворенный в воде кислород стремится через жабры в кровь членистоногого, а углекислый газ выделяется наружу.
Выделительная система
В передней части головогруди ракообразного располагается пара зеленых (коксальных) желез. От каждой железы отходит выводной канал, который открывается у основания усиков (речной рак).
С помощью зеленых желез, организм рака избавляется от вредных продуктов жизнедеятельности, растворенных в крови.
Пищеварительная система
Ротовые органы рака представлены шестью парами видоизмененных конечностей. Передняя пара конечностей образует верхние челюсти, вторая и третья пары нижние.
Далее располагаются три пары ногочелюстей. Клешни, а также ногочелюсти обеспечивают захват добычи, разрывая и поднося пищу ко рту. Ногочелюсти рака удерживают пищу, а функцию измельчения выполняют челюсти.
Куски пищи изо рта рака поступают в глотку, а далее через короткий пищевод в двухкамерный желудок. В самом крупном отделе желудка пища перетирается с помощью специальных хитиновых зубцов. Во втором отделе желудка, за счет двух пластин с волосками (цедильный аппарат) измельченная пища процеживается.
На следующем этапе пищевая кашица попадает в кишку, где под действием пищеварительных соков подвергается перевариванию. Всасывание питательных веществ происходит через стенки пищеварительной железы. Через анальное отверстие, расположенное на средней лопасти хвостового плавника, непереваренные остатки пищи выводятся наружу.
В весенний и летний период в желудке рака можно обнаружить круглые белые камешки из извести — жерновки. Эти камешки служат источником минералов для пропитывания мягких новых покровов после линьки.
Нервная система и органы чувств
Нервная система ракообразных очень схожа с нервной системой дождевых червей. Она состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки (см.рис.выше).
Надглоточный и подглоточный нервные узлы у ракообразных развиты лучше чем у червей. Формируется головной мозг.
От надглоточного узла отходят нервы к глазам и усикам. К ротовым органам идут нервы от подглоточного узла. К внутренним органам и конечностям направляются нервы от брюшной нервной цепочки.
У ракообразных хорошо развито зрение, осязание, обоняние и органы равновесия.
Выпуклые глаза раков располагаются на подвижных стебельках. Эта особенность позволяет животному обозревать все вокруг. Глаза сложные за счет мозаичного зрения.
Каждый глаз состоит из большого числа маленьких глазков (до 3 тыс.), формирующие структуру мозаики. Мозаичное зрение свойственно для большинства членистоногих.
Размножение
Раздельнополые ракообразные размножаются половым путем. Отмечается половой диморфизм. Брюшко самки значительно шире, чем у самца, а головогрудь уже.
В конце зимы, оплодотворенную икру самка откладывает на нижней стороне брюшка и носит ее до появления личинок (рачков). Самке приходится постоянно гонять воду изгибая свой хвост. Это необходимо для насыщения икры кислородом.
В первые дни лета из икры вылупляются рачки, которые 10-12 дней жизни остаются на брюшке матери, после чего становятся самостоятельными особями.
Разнообразие и значение ракообразных
Крупные и среднего размера ракообразные питаются моллюсками, рыбой, червями и растениями. За счет поедания мертвых лягушек, рыб и прочих водных животных, ракообразных называют природными санитарами.
Питающиеся бактериями, простейшими и одноклеточными водорослями дафнии и циклопы одновременно являются пищей для ценных промысловых рыб, а также усатых китов. Это определяет их как часть зоопланктона.
Некоторые представители ракообразных способны паразитировать на жабрах рыб. Для некоторых паразитических червей циклопы служат промежуточным хозяином.
Объектом промысла и разведения считаются всем известные десятиногие раки: речные раки, крабы, омары, креветки, лангусты и раки-отшельники.
Камчатские крабы живут до 20 лет. Однако промысловых размеров (до 7 кг весом и размахом конечностей до 1,5 метров) достигают лишь к 8-10 году жизни. В связи с этих их промысел ограничен.
В затененных и влажных местах (под камнями, в погребах и др.) можно встретить мелких сероватых на цвет ракообразных длиной до 10-15 мм – мокриц. Эти рачки смогли приспособиться к жизни на суше. Дышат мокрицы так же, как и все ракообразные – жабрами. Жабры всегда должны быть влажными — это обеспечивают специальные воздушные полости.
В тропиках можно встретить крупных наземных крабов. Днем они прячутся от жаркого солнца в глубоких норах, а перед тем, как стемнеет поднимаются на верх чтобы найти себе пищу. Личинки этих крабов развиваются в воде, поэтому в период размножения они уходят в море.
Тест на тему: "Класс Ракообразные"
Инструкция: «Вам предлагаются задания с одним и несколькими правильными ответами из пяти и более предложенных».
Источники:
Биология 7 класс. К.Кайым, Р.Сатимбеков, А.Аметов,Ж.Кожантаева, Алматы «Атамұра», 2012г;
Зоология, 6-7 класс; Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова, А.С.Мончадский, Д.В.Наумов, А.С.Соколов, Н.А.Рыков, П.В.Терентьев; Москва «Просвещение», 1977-81г.г.;
Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов Общеобразовательных учебных заведений; А.И.Никишов, И.Х.Шарова; Москва. «Просвещение», 1994г.
Видеоматериалы: Видеоуроки