МОДО Грамотность чтения 9 класс
Инструкция: Внимательно прочитайте текст и правильно выполните
задания к тексту.
Генетически модифицированные продукты
1. Перед человечеством стоят сегодня глобальные проблемы: рост
населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы
использования Мирового океана и космического пространства, природных
ресурсов и защиты окружающей среды.
2. Применение генетической модификации позволяет за относительно
короткий срок получить новые сорта растительных продуктов с заведомо
известными свойствами: высокой урожайностью, устойчивостью к болезням
и вредителям, быстрым созреванием, повышенной пищевой ценностью.
Значительно снижаются расходы на их выращивание, соответственно,
снижается цена и повышается конкурентоспособность
3. Рис является основным ингредиентом японской кухни и основой
питания в Японии. В японском языке слово «гохан» – вареный рис, подобно
русскому «хлеб», обозначает не только конкретный продукт питания, но и
еду вообще.
4. Японские исследователи разработали генетически
модифицированный сорт риса, в который внедрен ген человека. Этот ген
отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего
обезвреживать опасные для человека химические соединения.
Дело в том, что, по мнению ученых, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. Ведь человеческий
фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным
химикатам. Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех
возможных сорняков на поле.
5. Однако эксперты предостерегают, что внедренный ген может
передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк,
против которого у сельского хозяйства не будет оружия.
1. Oдна из глобальных проблем мира, отсутствующая в тексте
A) использование природных ресурсов
B) увеличение населения
C) социальное неравенство
D) таяние ледников
E) защита окружающей среды
2. Cогласно тексту, проблему нехватки питания могут/может решить
A) богатые страны мира
B) Всемирная организация здравоохранения
C) генномодифицированные продукты
D) неравнодушные люди
E) Организация Объединенных Наций
3. Предостережение ученых содержится в абзаце
A) пятом
B) первом
C) четвертом
D) втором
E) третьем
4. Цель текста
A) рассказать об основах питания в Японии
B) информировать о плюсах и минусах ГМО-продуктов
C) описать порядок исследования нового сорта риса
D) выявить причины применения генетической модификации
E) рассказать о ГМО-продуктах, в частности, о рисе
5. Cогласно тексту, основное свойство риса, полученного японскими
исследователями
A) быстрое созревание
B) устойчивость к болезням
C) устойчивость к пестицидам
D) высокая урожайность
E) повышенная пищевая ценность
6. Стиль текста
A) публицистический
B) научный
C) разговорный
D) художественный
E) официально-деловой
7. Cвойство продуктов, которое можно заблаговременно запланировать
A) быстрое созревание
B) частое плодоношение
C) поглощение химикатов
D) устойчивость к антибиотикам
E) устойчивость к промышленным загрязнениям
8. В Японии занимаются улучшением сортов риса, так как
A) это единственный продукт, способный противостоять химикатам
B) увеличивается спрос на данный продукт
C) это основной ингредиент японской кухни
D) снижаются расходы населения на данный продукт
E) ученые всего мира советуют модифицировать рис
9. Aвторская позиция заключена в выражении
A) Все совершенствует природа.
B) В природе нет ничего бесполезного.
C) Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
D) Природу победить невозможно.
E) Человек ищет пути совершенствования природы.
10. Цель ученых, разработавших генетически модифицированный сорт риса
A) создать рис с пониженной пищевой ценностью
B) создать сорт риса с новыми вкусовыми качествами
C) выявить устойчивость к пестицидам
D) избавиться от сорняков на рисовом поле
E) минимизировать вред для экологии почвы
Источник: https://testcenter.kz/upload/iblock/task/9-klass.pdf